Карта Добавить обращение
Главная

В ФАС искали пути эффективного стимулирования раздельного сбора отходов: от простого «понизить/повысить тарифы» до сложного «принципа возврата стоимости раздельно отобранных полезных компонентов»

7 июля состоялось заседание Рабочей группы по обращению с отходами при Экспертном совете по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы России.

В рамках мероприятия прошло обсуждение актуальных вопросов сферы обращения с твердыми коммунальными отходами: дифференциация тарифов в зависимости от вида отходов (раздельное накопление); существующие проблемы с территориальными схемами по обращению с отходами в регионах; применение коэффициента сжатия (уплотнения) в договорах на оказание услуг по размещению отходов, а также в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО и др.

Как отметил начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Алексей Матюхин, для эффективного стимулирования раздельного сбора отходов необходима дифференциация тарифов.

«Этот вопрос недостаточно проработан в нормативных правовых актах. Считаю, что для эффективного стимулирования раздельного сбора отходов необходима дифференциация тарифов на ТКО, - подчеркнул Алексей Матюхин. - Более перспективным вариантом может стать снижение норматива накопления твердых коммунальных отходов на человека или единицу площади жилья, который используется при расчете тарифа».

В ходе обсуждения были высказаны предложения не только по снижению, но и по увеличению тарифов на вывоз мусора, а также приведены примеры успешной самоорганизации населения для продажи вторсырья.

Так, представитель Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Александр Моглячев заявил, что более целесообразным будет внедрение повышающего коэффициента за несортированный мусор.

В  свою очередь, исполнительный директор Ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин рассказал о самоорганизации населения для продажи вторсырья. По его словам, для этого не требуется применения ни стимулирующих, ни запретительных мер.

«В Саранске уже успешно реализована система сортировки, хотя там экономические стимулы не применяются вовсе, но с жителями ведется просветительская работа», - отметил Алексей Макрушин.

Другую методику предложил член Совета НП «Национальное бюро по переработке отходов» (НБПО), советник  Отдела энергоэффективных проектов ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ Виталий Бадмаев. По его словам, предлагаемая НБПО схема позволит не только сохранить принципиально важную и единую для всех систему вменения стоимости обращения с отходами (без перехода на сложно администрируемые индивидуальные схемы расчетов), но и обеспечить прямое экономическое стимулирование раздельного сбора отходов.

«Чтобы избежать злоупотреблений, систему стимулирования раздельного сбора целесообразно построить не на принципе снижения вмененного размера платы за обращение с отходами (например, только за контейнеры со смешанными отходами), а по принципу возврата стоимости раздельно отобранных полезных компонентов, например, 1000 руб. за 1 контейнер с полезными компонентами в зачет вмененной стоимости услуги, - сказал Виталий Бадмаев. – Это также позволит выстроить простую систему государственного стимулирования раздельного сбора – поощрять потребителя за каждый собранный контейнер полезных компонентов, а регоператора - за каждый вывезенный контейнер полезных компонентов.  Это дополнительно простимулирует регоператора к добросовестному поведению и реальному отражению количества вывезенных от конкретного многоквартирного дома контейнеров с полезными компонентами».

При этом, отметил Виталий Бадмаев, сбор и вывоз контейнеров с полезными компонентами целесообразно осуществлять по заявкам потребителей (т.е. в индивидуальном порядке), что обеспечит надлежащую приемку-передачу полезных компонентов, актирование, учет и, как следствие, расчеты за полезные компоненты. 

В завершение дискуссии, представитель ФАС России предложил экспертам направить свои предложения для выработки последующего решения.