Карта Добавить обращение
Главная

В Сколково состоялся I-й профессиональный диалог представителей отрасли управления отходами в России

25 февраля 2019 года в Сколково состоялся Первый профессиональный диалог представителей отрасли управления отходами в России, посвященный обсуждению актуальных вопросов формирования новой системы обращения с отходами, в том числе ТКО. 

Было отмечено, что более 80% субъектов перешли на новую систему. Кроме того, в рамках деятельности публично-правовой компании «Российский экологический оператор» планируется применение полного спектра инструментов по привлечению инвесторов, в том числе зеленые облигации.

В ходе диалога было отмечено, что по прогнозам Минприроды России, 90% регионов страны «включатся» в реформу в 2019 году. В настоящее время выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности, приступили к работе — 196 региональных операторов.

Руководитель публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев отметил важность стандартизации и разработки понятной методики определения норматива накопления и тарифообразования. По его словам, тариф должен быть справедливым и для населения, и для оператора. Необходимо серьезно работать над себестоимостью услуги, стараясь снизить ее. Для этого необходимо использовать, в том числе, типовые технологические решения и возможности оптимизации территориальных схем.

Также он рассказал о привлечении внебюджетных инвестиций в новый сектор экономики. Планируется к запуску полный спектр инструментов по привлечению инвесторов в отрасль. Денис Буцаев отметил, что в настоящее время многие заявляют об инвестиционной непривлекательности отрасли. Но отрасль привлекательная для добросовестных и думающих инвесторов. В ней нет быстрых денег, но сфера обращения с ТКО может быть устойчивым долгосрочным бизнесом с хорошими экономическими показателями. Это возможности субсидий, а также привлечения государственно-частного партнерства, «длинных» денег и использования зеленых облигаций.

Среди основных проблем отрасли обращения с отходами в России выделяются: отсутствие единых принципов организации отрасли, прозрачности, четких стандартов и методик в сфере обращения с ТКО,технологическое отставание в сфере обращения с ТКО в связи с неразвитостью рынка, отсутствие разнообразных инструментов государственного финансирования бизнеса в сфере обращения с ТКО, незрелость рынка в сфере обращения с ТКО.

В настоящее время объем утилизации отходов не превышает 8%, менее 0,5% объектов захоронения соответствует законодательству РФ, малые населенные пункты не обеспечены услугой по обращению с ТКО.

Определены направления работы публично-правовой компании на первый год деятельности:

1. Оценка и гармонизация существующей нормативно-правовой базы. Разработка комплекса нормативно-правовых актов (НПА), учитывающего особенности проводимой реформы.

2. Формирование единой информационно-аналитической платформы, включая банк информации и данных. Разработка единой методологии и стандартов. Формирование единой федеральной территориальной схемы обращения с отходами, банка лучших технологий, принципов финансово-обоснованного тарифного регулирования и предложений по инвестиционным программам.

3. Формирование и реализация разнообразных инструментов привлечения финансирования в инвестиционные проекты для реализации реформы.

Комментируя деятельность публично-правовой компании «Российский экологический оператор», ведущий эксперт НП «Национальное бюро по переработке отходов» Виталий Бадмаев отметил:

- Необходимо согласиться с предлагаемыми коллегами направлениями дальнейшей работы. Вместе с тем, на сегодняшний день, т.е. на 5 год процесса перехода к новой системе обращения с ТКО, наиболее продуктивно сконцентрироваться на обсуждении конкретных механизмов, инструментов и шагов по достижению обсуждающихся целей.

С учетом того, что основной инструментарий ППК РЭО – прямые инвестиции в отрасль, то федеральный оператор, прежде всего преследуя собственные интересы, должен поспособствовать выстраиванию системной и последовательной работы для любого инвестора, а именно:
- вновь переработать и детализировать ключевые требования к составу и содержанию территориальных схем (возвращение требования о текстовом и (или) табличном указании в схеме потоков отходов ежегодного количества отходов направляемого на каждый соответствующий объект обращения с ТКО; разработка критериев, оснований и процедуры включения/исключения в/из территориальной схемы объектов обращения с ТКО); указанный шаг нельзя заменить разработкой федеральной терсхемы;

- пересмотреть процедуры разработки и утверждения инвестиционных программ в области обращения с отходами (отказ от установления пресекательных сроков направления таких программ в уполномоченный орган; детализация процедуры работы с согласительной комиссией; закрепление права на прямое судебное оспаривание незаконного отказа в утверждении инвестиционной программы; равный доступ к механизмам возмещения инвестиционных затрат путем утверждения инвестиционной программы для всех операторов, в т. ч. по объектам, введенным в эксплуатацию до перехода к новой системе обращения с ТКО);

- вернуться к вопросу о балансе публичного и частного интересов применительно к тарифному регулированию в сфере обращения с ТКО (обеспечение возврата вложенных инвестиций, в т. ч. путем пересмотра заградительных для частного инвестора условий регулирования тарифов, обеспечение доходности вложенных инвестиций со сроком возврата от 20 лет); устранить несогласованность законодательства о концессионном соглашении и законодательства об обращении с отходами, вызванную тем, что концессионное законодательство регулирует указанные сферы не единообразно, не позволяя полноценно использовать важнейшие инструменты законодательства о концессии, разработанных и применяемых для сфер теплоснабжения и водоснабжения (обязательное участие субъекта РФ с обязательством по утверждению инвестиционной программы; согласование и фиксация значений долгосрочных параметров регулирования тарифов (т.н. «формулы тарифа»)».