Карта Добавить обращение
Главная

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял рекомендации по итогам выездного заседания в Ставропольском крае

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам 33-го выездного (141-го) заседания
в Ставропольском крае 17-20 марта 2020 г.

17-20 марта 2019 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел
33-е выездное заседание в Ставропольском крае на тему «Участие гражданского общества в формировании и реализации градостроительной политики».

В ходе работы члены Совета осмотрели особо охраняемые природные территории и объекты культурного наследия Ставропольского края, посетили социальные и промышленные объекты, жилые дома с благоустроенной и неблагоустроенной городской средой в городах Ставрополь, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск, селах Александровское и Горнозаводское.

В рамках выездного заседания были организованы «круглые столы» по вопросам сохранения архитектурного наследия, соблюдения экологических прав граждан при реализации градостроительной политики, поддержки некоммерческих организаций, гражданского участия в противодействии коррупции в сфере градостроительства. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в усеченном формате был проведена конференция «Градостроительна политика. Целеполагание. Образ будущего страны», в которой приняли участие представители архитекторского и научного сообщества.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

 

Раздел I. В части соблюдения экологических прав граждан при реализации градостроительной политики  

1. Проблемы сохранения и развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Ставропольском крае

Совет отмечает, что развитие сети ООПТ является важным фактором обеспечения экологической безопасности страны, и имеет ключевое значение для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Российская заповедная система выполняет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержания экологической стабильности многих регионов России. Абсолютное большинство редких и исчезающих видов растений и животных сохранились именно благодаря ООПТ. Расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий предусмотрено Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., а также Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

Территория Ставропольского края характеризуется значительным спектром природных зон и ландшафтов, от водно-болотных угодий Кумо-Манычской впадины, до предгорий Кавказа региона Кавказских минеральных вод. Вместе с тем, Ставропольский край – густонаселенный регион с развитым сельским хозяйством и инфраструктурой, что определяет масштабы антропогенного воздействия на природные экосистемы. В таких условиях система ООПТ играет решающую роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия, поддержании благоприятной окружающей среды для населения, обеспечении экологической безопасности региона.

В ходе выездного заседания члены Совета и эксперты посетили территорию государственного природного заказника "Бештаугорский", включая территории  памятников природы "Гора Бештау" и "Гора Машук". Вопросы сохранения целостности ООПТ поднимались во время встречи членов Совета с жителями 17 марта 2020 г. в Администрации г.Железноводска и на встрече
18 марта 2020 г. в Пятигорске.

В результате были выявлены следующие проблемы функционирования и развития сети ООПТ, расположенных на территории Ставропольского края.

1.1. ООПТ федерального значения.

1.1.1. Необходимость расширения национального парка "Кисловодский".

В настоящее время федеральная система ООПТ, находящихся в ведении Минприроды России, на территории Ставропольского края представлена национальным парком "Кисловодский", образованным постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 493 на площади 965,8 га. Ранее распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2015 г. № 1724-р утвержден Комплекс мер, направленных на сохранение и развитие Кисловодского курортного парка, до 2020 года.

Указанный Комплекс содержит пункт 12: «Осуществление комплекса мероприятий по расширению территории Кисловодского курортного парка за счет включения в его состав ряда территорий региона Кавказских Минеральных Вод, представленных наиболее ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, культурное и эстетическое значение». Речь в нем идет о создании полноценного, кластерного (то есть состоящего из ряда отдельных участков) национального парка на площади, значительно большей, чем парк его нынешних границах, обеспечивающего сохранение ключевых объектов природного наследия региона  Кавказских Минеральных Вод.

По мнению ключевых специалистов в сфере территориальной охраны природы, создание такого кластерного национального парка, охватывающего максимально широкий спектр ландшафтных зон и биогеоценозов, будет гарантом сохранения уникальных природных ресурсов курортного региона Кавказские Минеральные Воды и Ставропольского края в целом. Так, по мнению известного орнитолога В.Масейкина, на сегодняшний день в Кисловодске, наряду с Дагестанским Сарыкумом, сохраняются основные группировки стервятников (Красная книга России), но в Кисловодске она существует практически в городской черте (от 10 до 20 гнездовых пар). Одно из гнезд стервятников уже более сорока лет (по литературным материалам) существовало в городском парке, непосредственно на глазах тысяч отдыхающих. Несколько гнезд стервятников также располагаются в разных участках города.

Наиболее богаты разнообразными пернатыми хищниками и другими интересными объектами дикой природы облесенные склоны хребта Боргустан, прилегающего непосредственно к городской черте Кисловодска. В нишах, в пещерах и на уступах отвесных обрывов Боргустана (в обе стороны от знаменитой памятника природы «Лермонтовское кольцо»), помимо стервятников гнездятся кавказские сапсаны, филины, краснокнижные европейские тювики, змееяды, малые подорлики, а также черные коршуны, канюки, пустельги. Здесь расположен миграционный коридор огромного числа разнообразных видов хищных птиц, гнездящихся в более северных регионах России и в Казахстане. В окрестностях Боргустана также многочисленны шакалы и лисы.

Южнее, в окрестностях другого живописного ущелья реки Березовки, находятся гнездовые колонии белоголовых сипов, гнездовья беркутов и бородачей. Здесь же -  остатки древнейших поселений и остатки крепостной стены древних аланов. В долине Боргустана и Березовки на поверхность местами выходят окаменелости юрского периода, здесь много больших и малых пещер (вход в часть из них намеренно взорвали в ХХ столетии). В пещерах колонии разнообразных видов летучих мышей, в дуплах здешних деревьев встречаются краснокнижные гигантские вечерницы – летучие мыши размером с ястреба перепелятника, способные охотится на птиц. Здесь же встречаются разнообразные виды рептилий – ящериц и змей, включая редкие и малоизученные виды.

Безусловно, эти участки достойны придания им статуса ООПТ федерального значения. К сожалению, до настоящего времени эти планы не реализованы.

1.1.2. Планы строительства дороги Кисловодск - Адлер через территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника (объект Всемирного Наследия "Западный Кавказ")

Власти Ставропольского края совместно с Минкавказразвития России в течение нескольких лет прорабатывают планы строительства дороги Кисловодск - Адлер. Впервые этот вопрос поднимался еще в начале 2000-х годов, однако в 2005 году планы строительства этой дороги получили отрицательное заключения государственной экологической экспертизы в связи с крайней опасностью их реализации для природных комплексов заповедника.

Тем не менее попытки реализовать этот проект продолжаются. Так,  по сообщению на официальном сайте Минкавказразвития России, 15 июня 2018 г. состоялось совещание по этому вопросу. В ходе совещания были рассмотрены два вопроса: трассировка будущей автомобильной дороги и способы реализации проекта[1]. В сообщении не указывается, что путь между Кавказскими Минеральными водами и Сочи проходит через Кавказский биосферный заповедник – объект Всемирного Наследия «Западный Кавказ».

2 июля 2019 г. Губернатор Ставропольского края В.В.Владимиров письмом № 01-19/10329 обратился к Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В.Володину с просьбой "оказать содействие в решении вопроса внесения изменений в федеральное законодательство в части разрешения строительства дорог, имеющих межрегиональное значение, в границах особо охраняемых природных территорий". В сентябре 2019 г. Полномочный представитель Президента РФ в СКФО А.А.Матовников, выступая на форуме «Машук», также говорил о проекте связать курорты Кавказских минеральных вод с Черноморским побережьем не только автомобильной, но и железной дорогой[2].

Строительство дороги через Кавказский биосферный заповедник будет являться грубейшим нарушением Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Комитет Всемирного Наследия неоднократно принимал решения о недопустимости строительства инфраструктуры на территории объекта всемирного наследия "Западный Кавказ"[3]. Таким образом, реализация планов по строительству указанной дороги  может привести не только к разрушению уникальных природных комплексов, но и к исключению «Западного Кавказа» из Списка Всемирного Наследия.

1.2. ООПТ регионального значения

1.2.1. В части управления ООПТ

В настоящее время особо охраняемые природные территории регионального значения Ставропольского края занимают площадь 106,52 тыс. га (не учитывается площадь 19 памятников природы, которые расположены на территории государственных природных заказников площадью 7,75 тыс. га) и представлены тремя категориями: 40 государственных природных заказников общей площадью 98,57 тыс. га, 65 памятников природы общей площадью 15,6 тыс. га и 1 охраняемой озелененной и лесной территорией краевого значения общей площадью 12,63 га.

Государственный надзор в области охраны и использования указанных ООПТ осуществляет ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», сотрудники которой (егеря) наделены правами государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях. В целом, Минприроды края и Дирекция обеспечивают государственный экологический надзор на территориях ООПТ.

Безусловной поддержки заслуживают планы Минприроды края и Дирекции в области развития экологического туризма и просвещения, в частности, по созданию экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод.

Согласно информации, представленной Минприроды края, егерской службой проводятся рейды совместно с госинспекторами министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, МЧС, ветеринарной службой и др., на предмет выявления нарушений природоохранного законодательства на ООПТ. В 2019 году проведено 811 рейдов. За этот период выявлено 153 факта нарушения режима заказников, составлено 153 протокола об административных правонарушениях по статье 8.39 КоАП РФ, из которых 149 протоколов – в отношении физических лиц, 3 – в отношении юридических лиц, 1 – в отношении должностного лица. Наложено административных штрафов на сумму 1 058 300 рублей.

Следует отметить, что инспекторами придается большое значение  профилактической работе, в связи с чем Дирекцией разработан специальный бланк предупреждений о наступлении ответственности за нарушение режима охраны государственных природных заказников. Ежегодно егерским составом выдаётся от 2.5 до 5 тыс. предупреждений. В 2019 году выдано 4829 предупреждений.

В то же время, количество инспекторов представляется недостаточным. Закрепление инспекторов за государственными природными заказниками приведено в таблице.

1.2.2. В части изменения границ ООПТТак, за ООПТ региона Кавказских минеральных вод отвечает 19 инспекторов. При этом регион в год посещают до 1,5 млн. человек, значительное количество которых в этот период может находиться на ООПТ. Для эффективной работы с таким количеством потенциальных нарушителей имеющегося количества инспекторов недостаточно. Помимо этого, за 6 заказников Терско-Кумской песчаной низменности общей площадью 7640  га отвечают всего 6 инспекторов (по 1 на ООПТ). Ситуация, когда сотрудник дирекции должен работать в одиночку, представляется недопустимой.

В последнее время Правительством Ставропольского края принято несколько решений по исключению различных участков из границ ООПТ региона Кавказских Минеральных Вод. Так, постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2019 г. № 249-п и постановлением Правительства Ставропольского края от 20 января 2020 г. № 38-п изменены границы государственного природного заказника "Бештаугорский", в результате чего из него исключены участки земли, занятые дорогами с прилегающими территориями, предполагаемыми для устройства велотерренкура и инфраструктуры (зоны отдыха, пункты велопроката, точки Wi-Fi, торговые киоски, общественные туалеты, контейнеры для мусора).

Как следует из представленной Минприроды края пояснительной записки, в соответствии с обращением ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» от 27 ноября 2019 г. была обследована предложенная к исключению из состава заказника территория планируемого объекта: «Реконструкция автомобильной дороги А-157 Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск. Строительство автомобильной дороги А-157 Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск на участке км 0+000 – км 30+000, Ставропольский край».

В соответствии с обращением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 16 октября 2019 г. были обследованы предложенные к исключению из состава заказника территории общего пользования, представленные дорогой и терренкуром. По инициативе министерства также были обследованы территории, предоставленные в соответствии с лесным законодательством в аренду для строительства и эксплуатации линейных объектов, а именно подземного минералопровода, обеспечивающего транспортировку минеральной воды со скважины № 79 Западно-Бештаугорского участка Бештаугорского месторождения до территории ООО «Славяновская», а также водопровода, обустройства приемного водокаптажа и монтажа водонакопителей для резервного водообеспечения завода по розливу минеральной воды.

По результатам комплексного экологического обследования и оценки современного состояния вышеуказанных территорий, предлагаемых к исключению из границы заказника, установлено, что состояние обследованных территорий неудовлетворительное. Предлагаемые к исключению территории значительно изменены человеком. На указанных территориях имеются объекты транспортной, инженерной и иных инфраструктур, в связи с чем ведется постоянная антропогенная деятельность, которая привела к утрате особой природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной и оздоровительной ценности части территории заказника.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 января 2020 г. № 34-п из территории памятника природы "Гора Машук" исключены все дороги и площадки под велотерренкур и инфраструктуру. Также при посещении территории установлено, что из памятника природы также исключается территория транспортной развязки на пересечении проспекта Калинина и Бештаугорского шоссе в г. Пятигорск. Как следует из представленной Минприроды края пояснительной записки,  результатам проведенных работ в соответствии с требованиями подп. «3» п. 4.31 Порядка предлагается исключить из состава памятника природы часть территории общей площадью 74,20 га в связи с утратой природными комплексами и объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, для охраны которых был создан памятник природы.

Такое решение связано с тем, что в настоящее время в территорию памятника природы включены земли общего пользования, такие как дороги, терренкуры, рекреационные объекты города-курорта Пятигорска, которые не изъяты из хозяйственного использования, в связи с чем испытывают значительную антропогенную нагрузку, и не имеют в составе природных объектов, обладающих особой научной, культурной и эстетической ценностью. Вместе с тем, установленный режим особой охраны на территории памятника природы не позволяет осуществлять деятельность по использованию таких территорий и решать актуальные проблемы ремонта, реконструкции, обустройства территорий, включая создание и содержание инфраструктуры, уборку и вывоз мусора, обеспечение безопасности и иные мероприятия, связанные с эксплуатацией указанных территорий.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. № 39-п из территории памятника природы "гора Змейка" исключены все дороги и площадки под велотерренкур и инфраструктуру. Как следует из представленной Минприроды края пояснительной записки, в соответствии с предложением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края были обследованы предлагаемые к исключению из состава памятника природы территории общего пользования, представленные дорогами и терренкурами.

По инициативе министерства также были обследованы территории, предоставленные в соответствии с лесным законодательством в аренду для строительства и эксплуатации линейного объекта, а именно прокладки водопровода, обустройства приемного водокаптажа и монтажа водонакопителей для резервного водообеспечения завода по розливу минеральной воды. По результатам комплексного экологического обследования и оценки современного состояния вышеуказанных территорий, предлагаемых к исключению из границы памятника природы, установлено, что обследованные территории представляют собой освоенные территории, которые испытывают значительную антропогенную нагрузку, что привело к утрате особой природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной и оздоровительной ценности части территории памятника природы.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. № 41-п из территории памятника природы "Гора Бештау" исключаются все дороги и площадки под велотерренкур и инфраструктуру.

По мнению Совета, приведенные решения об изъятии земель из состава заказника и памятников природы противоречат вышестоящим нормативным правовым актам, приведут к серьезной фрагментации и деградации природных комплексов ООПТ и подлежат отмене и по нижеуказанным причинам:

1. Из всех указанных  ООПТ исключаются участки, предполагаемые для устройства велотерренкура. При этом практически все указанные участки являются существующими дорогами, частично асфальтированными. По словам представителей общественности, подтвержденным представителями Минприроды, документация по планировке территории для устройства  велотерренкура предусматривает, что все 75 км его протяженности должны быть асфальтированы, ширина проезжей части должна составлять от 6 до 8 м.

В настоящее время заасфальтирована только часть дорог, предназначенных для устройства велотерренкура (в частности, не асфальтированы бывшие технологические дороги к урановым рудникам на территории памятника природы "Гора Бештау", дорога к ретранслятору на г. Машук на территории памятника природы "Гора Машук"). Ширина существующих дорог не превышает 4 м. При этом из ООПТ изымаются участки, предназначенные для устройства велотерренкура расчетной ширины.

Таким образом, помимо существующих дорог из ООПТ исключены полосы прилегающих земель, шириной до 2 м с каждой стороны, занятых преимущественно лесными насаждениями. Частичный осмотр указанных  территорий показал, что деревья и кустарники растут непосредственно у дороги. Таким образом, устройство велотерренкура потребует вырубки деревьев не только в полосе, исключенной из ООПТ, но и на прилегающей территории. Помимо планируемого велотерренкура из ООПТ изымаются и другие участки, предполагаемые для строительства линейных объектов (водоводы, транспортная развязка).

Увеличение ширины существующих дорог и покрытие их асфальтом (либо реконструкция асфальтового покрытия), строительство других линейных объектов повлечет за собой увеличение количества людей и транспортных средств на дорогах, а значит - фрагментацию мест обитания животных, усиление фактора беспокойства, и, как следствие, причинения вреда природным комплексам ООПТ.

Этот довод подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики за четвёртый квартал 2011 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 г., согласно которой строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зелёных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба особо охраняемой природной территории. Таким образом, изъятие из ООПТ указанных участков и последующее за ним устройство на них велотерренкура повлечет за собой причинение серьезного вреда природным комплексам ООПТ.

Согласно п.1 статьи 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Согласно п.1 статьи 27 указанного Федерального закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Таким образом, изъятие из территории государственного природного заказника "Бештаугорский", памятников природы "Гора Машук", "Гора Змейка", "Гора Бештау" указанных участков и последующее за ним устройство на них велотерренкура противоречит Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях".

2. В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Согласно п. 4 указанной статьи, изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральными законами не предусмотрены случаи, при которых возможно изъятие земель природных парков.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, т.е. с Минприроды России. По имеющейся информации, Минприроды России не согласовало указанные решения Правительства Ставропольского края.

Таким образом, постановления Правительства Ставропольского края от 28 июня 2019г. № 249-п, от 20 января 2020 г. № 38-п, от 30 января 2020 г. № 39-п, от 30 января 2020 г. № 41-п в части изъятия участков из территории  государственного природного заказника "Бештаугорский", памятников природы "Гора Машук", "Гора Змейка", "Гора Бештау" противоречат федеральному законодательству.

3. Исключение дорог из территории ООПТ приведет к существенному ослаблению их охраны. На эти территории не распространяются полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования ООПТ, в том числе государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на ООПТ ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».

Данные должностные лица лишаются возможности эффективно пресекать нарушение режима на ООПТ. Таким образом, исключение дорог из территории ООПТ будет способствовать массовому проникновению нарушителей на территорию ООПТ и увеличению количества нарушений их режима.

Также неоправданным представляется исключение из территории памятника природы "Гора Машук" участков, где проводится форум "Машук" с прилегающей территорией, а также территории бывших лагерей, где самовольно построен Апарт-отель "Затерянный рай у Машука" (проспект Калинина 1к, земельный участок с кадастровым № 26:33:180101:46) и прилегающие незастроенные территории (земельные участки №№ 26:33:180101:2, 26:33:180101:45). Исключение этих территорий из ООПТ создает дополнительную фрагментацию территории и может привести к ухудшению состояния природного объекта.

4. Изъятие земель из ООПТ, расположенных в регионе Кавказских Минеральных Вод, вызывает протесты граждан. Большое количество обращений по данному вопросу поступило в Совет, а также было передано на встрече Совета с общественностью. Постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2019г. № 249-п в настоящее время оспаривается в судебном порядке.

Особую тревогу вызывают факты, имеющие место на публичных слушаниях по проектам планировке велотеррренкура, о которых сообщили участники слушаний, когда некоторым желающим не дали возможности поучаствовать, а к одному из них применили физическую силу.

5. В настоящее время имеют место факты ненадлежащего использования территории ООПТ. Так, во время поездки местными жителями в г. Пятигорск, в районе ЖК "Лесная Гармония" и отделения "СтавропольПромстройбанка" (ул. Крайнего, 2а) предположительно в границах памятника природы "Гора Машук" обнаружены навалы бытового и строительного мусора, а также захламления леса сухими порубочными остатками, оставшимися после расчистки трассы ЛЭП. Это повышает пожарную опасность и может, в случае возгорания, привести к пожару на большой площади, особенно с учетом того, что недалеко (меньше чем в 100 м) произрастают сосновые насаждения.

1.3. Проблемы установления и функционирования округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Кавказских Минеральных Вод

Границы и режим округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае впервые были установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. № 300 (далее - Постановление № 300). В данном постановлении подробно описаны границы округов санитарной охраны указанных курортов.

Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. № 309  "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации району Кавказских Минеральных Вод", придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Принятым во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" (далее - Постановление № 462) утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах (далее - Положение о КМВ), а также установлены его границы. Из имеющихся источников можно сделать вывод, что границы, установленные данным постановлением, в целом совпадают с границами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от  9 июля 1985 г. № 300.

Также, согласно Положению о КМВ:

  • государственное управление КМВ осуществляет администрация КМВ;
  • руководитель администрации КМВ назначается Президентом Российской Федерации по представлению главы администрации Ставропольского края и является заместителем главы этой администрации;
  • администрация КМВ подотчетна администрации Ставропольского края и краевому Совету народных депутатов;
  • руководитель администрации КМВ в пределах своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории КМВ всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
  • постановления и распоряжения руководителя администрации КМВ могут быть отменены главой администрации Ставропольского края, Правительством Российской Федерации.

В то же время, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установление границ округов курортов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, отнесено к компетенции Правительства РФ. Согласно п. 8 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425, разработка проектов округов курортов производится организациями по заданиям заказчика.

Курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 г. № 14 курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением № 300. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» утвержденные до вступления в силу закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.

Таким образом, для курортов КМВ установлены границы санитарной (горно-санитарной) охраны, однако координаты поворотных точек границ зон округа до настоящего времени не определены. При этом, в указанных округах действует режим охраны, определенный Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425.

Помимо этого, следует отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ (далее - Закон 406-ФЗ), лечебно-оздоровительные местности и курорты относились к особо охраняемым природным территориям. Соответственно, на них распространялись ограничения использования земельных участков, предусмотренные п. 2, подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, в частности, запрет приватизации земельных участков.

Законом 406-ФЗ курорты исключены из ООПТ, но, согласно п.3 ст. 10 Закона 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку границы курортов  КМВ установлены до вступления в силу данного федерального закона, они сохраняют статус ООПТ и, соответственно, на них продолжает распространяться запрет приватизации Земельных участков. Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 27 сентября 2018 г. № 2369-О.

Таким образом, на территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов запрещена приватизация земельных участков. В связи с этим, определение координат поворотных точек границ зон округов санитарной (горно-санитарной)  охраны курортов КМВ представляется особенно актуальным.

Вместе с тем, законодательством не установлен орган государственной власти, выступающий заказчиком на разработку Проектов округов, на установление границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и уполномоченный на направление сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

Ключевым моментом для решения вопросов установления границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов федерального значения является определение источника финансирования проведения таких работ. Расходные обязательства по обеспечению функционирования федеральных курортов несет Российская Федерация.

Органами исполнительной власти Ставропольского края указанный вопрос прорабатывался, установлено, что правовые основания для финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края по вынесению на местность границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов КМВ отсутствуют (письмо заместителя председателя Правительства Ставропольского края, руководителя аппарата Правительства края И.Б.Соколовой от 12 сентября 2014 г. № 9047вн).

Правительство Ставропольского края неоднократно обращалось в федеральные органы исполнительной власти о необходимости проведения работ по установлению границ округа:

- письмом от 25 сентября 2012 г. № 01-20-8977 в адрес Минприроды России о проведении работ по межеванию границ округа курортов КМВ, необходимых для внесения сведений о прохождении границ зон в государственный кадастр недвижимости, за счет средств федерального бюджета. Получен ответ, что средства на проведение работ по межеванию границ территорий с особыми условиями использования не предусмотрены.

- письмом от 15 февраля 2013 г. № 01-16/1406 в адрес Минздрава России по вопросу проведения работ по межеванию границ округа охраны курортов КМВ за счет средств федерального бюджета. Получен ответ, в котором предлагается Губернатору Ставропольского края провести актуализацию границ округа курортов КМВ в целом и представить его в Минздрав России для рассмотрения. При этом источник финансирования работ не указывался.

- письмом от 25 июня 2013 г. № 01-19/6433 в адрес Минрегионразвития России с предложением о проведении работ по межеванию и корректировке границ округа курортов КМВ в подпрограмму  «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды» Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Ответ не получен.

- письмом от 2 февраля 2015 г. № 01-18/982 Губернатор Ставропольского края В.В.Владимиров обратился в адрес председателя Правительства РФ Д.А.Медведева о необходимости проведения научно-исследовательских и землеустроительных работ по установлению границ округа курортов КМВ и определению органа исполнительной власти, уполномоченного на подачу сведений о границах зон в Единый государственный реестр недвижимости. Окончательный ответ не получен.

В связи с проведенной по обращениям граждан проверкой Генеральный прокурор РФ письмом от 12 сентября 2016 г. № 1-ГП-120-2016 обратился к Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву с просьбой о разработке комплекса мероприятий, в том числе об определении уполномоченного органа исполнительной власти, который выступит заказчиком проведения работ по уточнению границ округа курортов КМВ. Однако, до настоящего времени комплекс мероприятий не разработан, уполномоченный орган не определен.

Федеральными органами исполнительной власти в последние годы ведется определенная работа по совершенствованию законодательства в части правового регулирования охраны и использования курортов. Так, согласно  Плану деятельности Минкавказразвития России на период 2019 - 2024 годов, Минкавказом должны были быть разработаны и в IV квартале 2020 г. внесены в установленном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов "О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды" и "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды". В связи с упразднением Минкавказразвития России его функции были переданы Минэкономразвития России.

Минздравом России разработан и опубликован для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»[4]. Согласно Проекту, в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения вносятся следующие изменения:

- решение об установлении, изменении и прекращении существования округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения принимается Правительством РФ на основании совместного представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минздрава России;

- обязательным приложением к решению об установлении и изменении округов санитарной и горно-санитарной охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории и перечень координат характерных точек этих границ  ‎в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ охранных зон, перечня координат характерных точек границ таких зон обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых принимается решение об установлении и изменении округов санитарной или горно-санитарной охраны. Графическое описание местоположения границ округов санитарной и горно-санитарной охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, перечень координат характерных точек этих границ ‎в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, должны быть подготовлены в виде электронного документа (формат XML) по форме и требованиями, установленным Минэкономразвития России.

Таким образом, согласно Проекту в случае его принятия, полномочия по утверждению границ (в том числе, перечня координат характерных точек этих границ) будут предоставлены Правительству РФ, а  функции определения координат характерных точек будут возложены на органы власти соответствующих субъектов РФ. При этом, как указано выше, у субъектов РФ нет оснований для внесения средств на установление границ указанных округов в бюджеты. В связи с этим предусмотренная Проектом схема подготовки документов представляется неправильной.

 

В связи с изложенным в п. 1 Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

  • определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление границ природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения;
  • при разработке проекта федерального бюджета на 2021 год предусмотреть в нем средства на установление границ, в том числе определение координат характерных точек округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Федерального значения - региона Кавказских Минеральных Вод;
  • после определения уполномоченным органом в том числе определение координат характерных точек округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Федерального значения - региона Кавказских Минеральных Вод, в возможно короткие сроки установить указанные границы.

Минприроды России:

  • подготовить и внести в Правительство РФ документацию по расширению территории национального парка "Кисловодский" в соответствии с п.12 распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2015 г. № 1724-р.

Минэкономразвития России:

доработать и в IV квартале 2020 г. внести в установленном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов "О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды" и "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды".

Минздраву России:

  • доработать и внести в Правительство РФ проект постановления "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», предусмотрев  в нем, что полномочия по определению границ (в том числе, перечня координат характерных точек этих границ) округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Генеральной прокуратуре России:

  • усилить надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации на территории региона Кавказских Минеральных Вод, в частности за использованием земельных участков, лесов и иной растительности, градостроительной деятельностью, особо охраняемыми природными территориями и развитием инфраструктуры.

Губернатору и Правительству Ставропольского края:

  • отказаться от планов строительства дороги от Кавказских Минеральных Вод к Сочи;
  • увеличить штатную численность егерей ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» на 20 единиц;
  • поддержать планы Минприроды края и ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» по строительству визит-центров на ООПТ регионального значения, в частности, по созданию экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод;
  • признать утратившими силу постановления от 28 июня 2019 г. № 249-п, от 20 января 2020 г. № 38-п, от 30 января 2020 г. № 39-п, от 30 января 2020 г.
    № 41-п и принять по согласованию с Минприроды России новые решения о границах указанных в них ООПТ, сохранив в их территории все дороги, а также иные участки, предлагаемые для строительства линейных объектов и связанной с ними инфраструктуры, а также все незастроенные участки и участки, занятые самовольной застройкой;
  • отказаться от планов устройства велотерренкура, предусматривающих расширение существующих дорог на ООПТ, а также укладку на них асфальта на участках, где он отсутствует;
  • рекомендовать органам местного самоуправления отменить результаты публичных слушаний по документации планировки территории велотерренкура и провести новые публичные слушания, предоставив всем желающим возможность высказать свою позицию.

Прокуратуре Ставропольского края:

  • взять под контроль ситуацию с изданиями Правительством Ставропольского края постановлений от 28 июня 2019 г. № 249-п, от 20 января 2020 г. № 38-п, от 30 января 2020 г. № 39-п, от 30 января 2020 г. № 41-п и, в случае отказа от признания их утратившими силу, принять меры прокурорского реагирования по их отмене.

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:

  • провести проверку состояния ООПТ региона Кавказских Минеральных Вод (в т.ч. случаев, указанных в настоящих рекомендациях) и принять меры к устранению выявленных нарушений.

 

2. О нарушениях экологических прав граждан при обращении с отходами, токсичными материалами, а также при реализации проектов, потенциально загрязняющих окружающую среду

2.1. Отсутствие в регионе политики обращения с отходами

Территориальная схема обращения с отходами (ТСО) Ставропольского края утверждена постановлением правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. №408-п и была актуализирована в 2019 г. постановлением от 24 декабря 2019 г. №594-п. Согласно ТСО в 2018 в Крае было образовано 2092278,33 тонн отходов всех классов опасности, среди них твердых коммунальных отходов - 1232961, 93 тонны.

ТСО прогнозирует постоянный рост объемов образования отходов на срок реализации ТСО до 2030 года, что является прямым нарушением требований
п. 2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. В ТСО также отсутствуют такие целевые показатели как максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования.

Игнорирование приоритетов государственной политики привело к ошибочным принципам построения ТСО, исключив высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами. ТСО не предусмотрены мероприятия по реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами, что также является нарушением п. 2. ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Таким образом, по мнению Совета, ТСО Ставропольского края требует немедленного пересмотра.

2.2. Проблема функционирования мусоросжигательного завода в Пятигорске (АО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс”)

Мусоросжигательный завод в г. Пятигорск (в настоящее время - АО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс”) введен в эксплуатацию в 1987 г. На заводе ежегодно сжигается 157,0 тыс. т отходов, завод оснащен 3 котлоагрегатами «ЧКД-Дукла» (Чехия).

Проектная мощность 272,2 тыс. тонн отходов в год. В результате сжигания отходов образуется 25 тонн золошлаковых отходов на каждые 100 тонн сжигаемого мусора. Образующиеся золошлаковые отходы вывозятся на полигон ТБО г. Пятигорска при проведении его рекультивации и на полигон ТБО «Арго» в Предгорном районе.  Основное оборудование АО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс”(АО “ПТЭК”) морально и физически устарело, требует капитального ремонта и замены.

В ходе заседания в Совет поступило обращение жителей Пятигорска с жалобой на то, что без проведения обсуждения с жителями в настоящее время в Роспотребнадзоре проходит согласование  проект радикального  сокращения санитарно-защитной зоны предприятия. Совет считает сокращение санитарно-защитной зоны опасного объекта, технология которого не модернизировалась с 1987 г. недопустимым. Отсутствие обсуждения подобного проекта с населением создает почву для протестов населения. Необходимо установить правомочность такого сокращения, оценить наличие и достаточность мониторинга загрязнения, проводимого предприятием предприятием.

2.3. Проблема Лермонтовского уранового рудника на горе Бештау и хвостохранилища гидрометаллургического завода "Алмаз"

Объект расположен на юге Ставропольского края. В состав объекта до 1991 г. входили два уранодобывающих рудника на горах Бештау (рудник № 1) и Бык (рудник № 2) и рудоперерабатывающий гидрометаллургический завод (ГМЗ) с комплексом хвостового хозяйства.

Находящиеся в распоряжении Совета материалы (в частности, п. 8 Технической части документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работы: «Проведение комплексного инженерно-радиационного обследования радиационно-загрязненной территории бывшего Лермонтовского объединения «Алмаз», Ставропольский край» в обеспечение мероприятия «Реабилитация территорий субъектов Российской Федерации») дают следующие данные об объектах накопленного экологического ущерба.

При эксплуатации рудников образовались отвалы забалансовых руд и загрязнённых пород, расположенных на территории площадью 36 га на руднике № 1 (Бештау), 18,4 га на руднике № 2 (Бык) и отходы гидрометаллургического завода в открытом хвостохранилище площадью 79,7 га. Общий объём накопленных отходов составляет около 18,8 млн. т, из которых на хвостохранилище 14,1 млн. т и на отвалах рудников 4 млн. т. Общая площадь загрязнённых территорий составляет 167 га.

Эксплуатация рудника № 1 (Бештау) была прекращена в 1975 г., рудника № 2 (Бык) – в 1989 году. Работы по ликвидации рудников и закрытию штолен и стволов выполнялись до 1994 г. по техническим решениям предприятия в соответствии с действовавшими на тот период нормативами. Было демонтировано оборудование стволов и штолен, были закрыты выходы из них, выположены откосы, была укрыта поверхность отвалов забалансовых руд и загрязнённых пород, шахтные стволы предварительно засыпаны, открытые штольни перекрыты решетками, порталы засыпаны на 20-30 м породами, построена установка очистки шахтных вод на штольне № 16 рудника № 1 (Бештау). Тем не менее, эрозия и обвалы в 1990 и 1993 г.г. изменили состояние отвалов и показали недостатки выполненных работ по ликвидации штолен и отвалов в части возможного проникновения человека в отработанные горные выработки и устойчивости отвалов. В хвостохранилище ГМЗ с 1954 г. складировались хвосты уранового производства, а с 1991 г. – фосфогипс от переработки апатита.

В 1994 г. Лермонтовское производственное объединение «Алмаз» было акционировано в форме выделения из его состава трех предприятий: «Гидрометаллургический завод», «Электротехнический завод», и Совхоз «Горный». Выведенные из эксплуатации рудники № 1 и № 2 (Бештау и Бык) и хвостохранилище гидрометаллургического завода (ГМЗ) остались на балансе государства, остальные обслуживающие предприятия: мастерские, база отдыха, профилакторий, база стройматериалов, ТЭЦ, базы хранения горючего и автозаправки – были проданы на аукционах. То есть на балансе государства остались наиболее опасные и загрязненные объекты, требующие больших затрат на приведение их в безопасное состояние.

По данным Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в 2014-2015 гг. в рамках государственного контракта были выполнены работы по снижению уровня радиационного загрязнения территорий, подвергшихся воздействию урановых производств, а именно:

  • рекультивация отвалов штолен 10, 13, 13а, 19, 26, 31, 27, 42 рудника № 1;
  • обеспечение эксплуатации скважины № 113 и радонопровода в штольне 16 рудника № 1;
  • консервация штольни 16;
  • поддержание в безопасном состоянии прудов-отстойников шахтной воды штольни 16 на время проведения работ по рекультивации;
  • рекультивация хвостохранилища гидрометаллургического завода в части рекультивации рабочих карт 5а, 5б, рекультивации ограждающей дамбы хвостохранилища, устройства системы отвода воды с поверхности хвостохранилища, рекультивация прилегающих к хвостохранилищу территорий, восстановление ограждения хвостохранилища;
  • проведение инструментального контроля;
  • разработка проекта мониторинга рекультивированных объектов и согласование с органами государственного надзора в сфере охраны окружающей среды.

Хвостохранилище представляет собой гидротехническое сооружение намывного типа. Размещается в балке Калмыцкая и состоит из следующих карт: № 1, № 1а, № 5, № 5а, № 4, № 6. Карта № 6 расположена в нижнем бьефе хвостохранилища, образована путем отсыпки дамбы и является прудом-накопителем-испарителем. В основании хвостохранилища залегают мергели плотные, зеленовато-серые. Карты внутри хвостохранилища разделены ограждающими дамбами. Некоторые из них замыты фосфогипсом (дамбы 5, 5а, 5б). Основным гидротехническим сооружением является нижняя ограждающая дамба № 4.

Общая площадь хвостохранилища составляет 1 460 тыс.кв.м, в том числе площадь рабочих карт  – 812,2 тыс. кв. м. Длина нижней ограждающей дамбы – 1 215 м. Максимальная высота – 26 м (до верха намывного пляжа). Заложение низового откоса 1:4,5. Фильтрационные воды разгружаются в трубчатый дренаж, расположенные в подошве низового откоса и далее частично отводятся в карту № 6. После 1991 года хвостохранилище заполняется фосфогипсом от переработки апатита, не имеющего радиоактивного загрязнения. По состоянию на 2010 год фосфогипсом были закрыты карты №№ 5, 5а, 5б, частично закрыты карты №№ 1, 1а, 4. Оставшаяся площадь на картах №№ 1, 1а, 4 покрыта слоем воды, которая (по данным топографической съемки 2010 года) составляет:

  • по карте № 1 – около 54,4 тыс.кв.м;
  • по карте № 1а – 12,0 тыс.кв.м;
  • по карте 4 – 160,0 тыс.кв.м.

В ходе заседания в Совет обратились жители г. Лермонтов с информацией о том, что рекультивация рудников была выполнена ненадлежащим образом, хвостохранилище также не ликвидировано и в настоящее время является источником загрязнения прилегающих селитебных территорий. Никакой информации о состоянии объектов до населения не доводится, что вызывает обеспокоенность граждан. Кроме того, население обосновано обеспокоено тем, что на объектах НПО “Алмаз” до сих пор не проведено комплексного обследования загрязненной территории, что нарушает их права на благоприятную окружающую среду.

При выезде на место расположения рудника №1 на горе Бештау, члены Совета осмотрели “рекультивированный” рудник и убедились, что доступ в шахты открыт, в них осуществляется несанкционированный доступ, возможен сход радиоактивно загрязненных вод в результате таяния снега. При этом никаких предупреждающих табличек и штандартов не установлено, оповещение населения о потенциальной радиационной опасности не ведется.

По информации, полученной в ходе выездного заседания, постоянный радиационный мониторинг не ведется, данные об очагах радиоактивного загрязнения отсутствуют. Это подтверждается тендером на выполнение работы: «Проведение комплексного инженерно-радиационного обследования радиационно-загрязненной территории бывшего Лермонтовского объединения «Алмаз», Ставропольский край» в обеспечение мероприятия «Реабилитация территорий субъектов Российской Федерации», который в апреле 2020 года был объявлен Государственной корпорацией «Росатом».

По информации Росприроднадзора, поступившей в ответ на запрос Совета, хвостохранилище радиоактивных отходов в настоящее время эксплуатируется ОАО «Гидрометаллургический завод» («ГМЗ»). Объект размещения отходов «Хвостохранилище радиоактивных отходов» не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. ОАО «ГМЗ» проведена рекультивация объекта в соответствии с проектной документацией «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № 1 и № 1 бывшего предприятия «Алмаз» г.Лермонтов Ставропольский край», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 31 мая 2013 г. № 02-08/1957, посредством складирования на хвостохранилище фосфогипса.

В марте 2018 г. Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ОАО «ГМЗ» проведена плановая выездная проверка. При проведении проверки был выявлен ряд нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе выполнение работ по рекультивации хвостохранилища радиоактивных отходов в отсутствие программы экологического мониторинга, неосуществление мониторинга состояния рекультивированной территории объекта «Хвостохранилище радиоактивных отходов». По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий Северо-Кавказским межрегиональным управлением в адрес ОАО «ГМЗ» были направлены требования о внесении в бюджет бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени за размещение отходов фосфогипса за 2016, 2017 года на общую сумму 83 194 482 руб. ОАО «ГМЗ» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, Обществу выданы предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. В настоящее время постановлением 16 арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2020 г. по делу № А63-2940/2019 предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, выданные в отношении ОАО «ГМЗ», признаны законными и обоснованными[5].

По информации Роспотребнадзора, поступившей в ответ на запрос Совета, штольни, расположенные на г.Бештау, являются собственностью Российской Федерации. По имеющимся в администрации г. Лермонтов актам приема-передачи приняты только рекультивированные земельные участки. Отвалы штолен №10, 42, 19, 26, 31, 13, 13а, 27, карта 5а, 5б хвостохранилища, ограждающая дамба хвостохранилища и прилегающая к хвостохранилищу территория – хозяйствующий субъект не определен. Данные о рекультивации штолен на г. Бештау и о передаче сооружений для охраны и эксплуатации в администрации города Лермонтова и в Управлении отсутствуют. Организация, которая бы следила за состоянием распределительного узла, лотков и прудов-отстойников отсутствует. Таким образом, проектные решения по рекультивации уранового рудника №1 были реализованы не в полном объеме.

Аккредитованной лаборатории ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №101 ФМБА России» в рамках ежегодного мониторинга на территориях возле штолен бывшего рудника №1 горы Бештау, а также на хвостохранилище бывшего ЛПО «Алмаз» ежеквартально проводятся измерения мощности эквивалентной (далее - МЭД) дозы внешнего гамма-излучения… МЭД внешнего гамма-излучения составляет: в районе штольни №16 – от 0,148 до 0,740 мкЗв/час, шт. №32 – от 0,153 до 0,206 мкЗв/час, шт. №10 – от 0,230 до 2,240 мкЗв/час, шт №31 – от 0,200 до 0,453 мкЗв/час, шт №31-бис – от 0,40 до 0,620 мкЗв/час, что не соответствует требованиям СП ЛКП-91 «Санитарные правила ликвидации, консервации и перепрофилирования предприятий по добыче и переработке радиоактивных руд»… измеренные уровни МЭД гамма-излучения в районе штольни №27 составляют: у входа в штольню – 2,66 мкЗв/час, в радиусе 20 м север – 1,26 мкЗв/час, в радиусе 20 м восток – 1,08 мкЗв/час, в радиусе 20 м запад – 1,00 мкЗв/час, в радиусе 20 м юг – 0,98 мкЗв/час, что не соответствует требованиям п.2.6 СП ЛКП-91… …штольня №10 открыта для доступа, в районе входа в штольню №31 имеется лаз, в своде штольни №31-бис пробито отверстие. Через данные отверстия имеется доступ в урановый рудник №1… …Согласно информации Госкорпорации «Росатом» работы по рекультивации в соответствии с проектными решениями завершены.

 

В связи с изложенным в п. 2 Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

  • обеспечить поддержку региональных программ по переработке отходов в Ставропольском крае, акцентируя внимание на первостепенную реализацию приоритетных направлений по обращению с отходами (максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов);
  • обеспечить поддержку разработки и реализации региональной программы предотвращения и снижения ежегодного объема образования ТКО в Ставропольском крае включающей поэтапное сокращение оборота неизвлекаемых и трудноперерабатываемых одноразовых пластиковых товаров, тары и упаковки на всех территориях, где реализованы природоохранные мероприятия, а также стимулирование использования многоразовых (многооборотных) товаров, тары и упаковки среди населения и юридических лиц;
  • поддержать развитие в Ставропольском крае общедоступной системы раздельного сбора (накопления) отходов, в том числе сбора (накопления) органических (пищевых) отходов, а также специального сбора (накопления) опасных отходов;
  • в целях профилактики нарушений субъектами Российской Федерации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами дополнить Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем":
  • требованием об отражении в территориальных схемах прогнозных данных по количеству отходов на будущие периоды по каждому виду отходов согласно ФККО и классам опасности, а также требование отражать динамику образования отходов в прошлом. При этом при указании прогнозных данных по количеству отходов необходимо руководствоваться установленной п.2 ст.3 89-ФЗ иерархией обращения с отходами. То есть количество образующихся отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, в прогнозируемые периоды должно обязательно снижаться;
  • установить требование отражать в ТСО целевые показатели по сокращению образования отходов с разбивкой по видам отходов, классам опасности и по годам. Кроме того, в ТСО должны быть установлены с разбивкой по годам целевые показатели обеспеченности населения в шаговой доступности раздельным накоплением таких основных фракций отходов как пластик, макулатура, металл, стекло; обеспеченности населения в шаговой доступности раздельным накоплением пищевых отходов; утилизации пищевых отходов.
  • установить, что ТСО должна содержать требование о целевых показателях в регионе на перспективный период отдельно по утилизации, отдельно по обезвреживанию и отдельно по захоронению с разбивкой по годам и видам отходов.

Минприроды России, ППК “Российский экологический оператор”:

  • провести проверку соответствия территориальной схемы Ставропольского края требованиям Федерального закона № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Генеральной прокуратуре России:

  • провести проверку исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в Ставропольском крае, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере органами исполнительной власти всех уровней;
  • совместно с Ростехнадзором России провести проверку деятельности НПО “Алмаз”, включая объекты накопленного экологического ущерба: рудники № 1 и №2 и хвостохранилище ГМЗ
  • установить организации-хозяйствующие субъекты, ответственные за объекты (штольни на г.Бештау, объекты хвостохранилища), а также провести проверку соответствия законодательству имевших место переходов прав собственности.

Ростехнадзору, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

  • провести проверку соблюдения законодательства при осуществлении деятельности НПО “Алмаз”, включая объекты накопленного экологического ущерба: рудники №№ 1 и 2 и хвостохранилище ГМЗ.
  • обеспечить безопасность законсервированных шахт рудников, предотвратив несанкционированное проникновение в них;

Роспотребнадзору, Росприроднадзору:

  • провести проверку деятельности АО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс” и оценить правомочность сокращения санитарно-защитной зоны предприятия;
  • провести проверку достоверности государственных статистических отчетов 2ТП (отходы) в части полноты перечня образующихся опасных отходов, их класса  опасности и количества, а также правомерности передачи опасных отходов третьим лицам, обеспечение контроля движения опасных отходов до заключительной стадии - размещения, обезвреживания, утилизации  опасных отходов.

Правительству Ставропольского края:

  • безотлагательно принять исчерпывающие меры по скорейшему приведению нормативных правовых актов по обращению с отходами в Ставропольском крае (в т.ч. ТСО) в соответствие с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”), учитывая поручение Президента РФ от 15 ноября 2017 г. № Пр-2319 по вопросам регулирования обращения с отходами;
  • предусмотреть в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в нормативных правовых актах по обращению с отходами в Ставропольском крае (в т.ч. в ТСО) мероприятия и прогрессивные целевые показатели по максимальному использованию сырья и материалов, предотвращению образования отходов, а также по сокращению образования и снижению класса опасности отходов в местах их образования;
  • в целях предотвращения и снижения ежегодного объема образования ТКО в Ставропольском крае разработать и утвердить региональную программу поэтапного сокращения оборота неизвлекаемых и трудноперерабатываемых одноразовых пластиковых товаров, тары и упаковки (включая пакеты) на всех территориях края, где реализованы природоохранные мероприятия (в т.ч. на особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения) , водоохранных и рыбоохранных зонах, зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитных лесах и т.д., а также стимулирования и популяризации использования среди населения и юридических лиц многоразовых (многооборотных) товаров, тары и упаковки, поддержку проектов по ремонту, восстановлению и модернизации товаров, а также по обмену и совместному использованию продукции и услуг, и приступить к скорейшей реализации такой программы;
  • установить запрет на использование неизвлекаемых и трудноперерабатываемых одноразовых пластиковых товаров, тары и упаковки на массовых мероприятиях, а также региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им предприятиями и организациями;
  • обеспечить мониторинг достижения в Ставропольском крае целевых показателей ежегодного предотвращения образования отходов, увеличения доступности для населения инфраструктуры раздельного сбора (накопления) отходов, а также снижения объемов захоронения и увеличения объёмов утилизации ТКО;
  • обеспечить информирование жителей Ставропольского края по вопросам предотвращения образования отходов и раздельного сбора (накопления) отходов с помощью социальной рекламы, просветительских акций, СМИ, а также размещения адресов существующих пунктов раздельного сбора (накопления) отходов на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети Интернет;
  • обеспечить поэтапное введение на территории Ставропольского края запрета на поступление ТКО на объекты размещения (полигоны) без предварительной обработки и утилизации;
  • рассмотреть вопрос о прекращении деятельности АО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс”, как устаревшего объекта, являющегося источником загрязнения, который создает социальную напряженность на территории КМВ;
  • совместно с федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» организовать мониторинг объектов накопленного экологического ущерба НПО “Алмаз”: рудники №№ 1 и 2 и хвостохранилище ГМЗ, проинформировать население о состоянии объектов накопленного экологического ущерба, картировать места высокого радиоактивного загрязнения и установить соответствующие предупреждающие знаки;
  • совместно с федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» организовать мониторинг состояния здоровья населения, проживающего в зонах негативного воздействия НПО “Алмаз” и его объектов накопленного экологического ущерба.

 

Настоящие рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования « 7 » июля 2020 г.

 

Председатель Совета                                                                             В.Фадеев

 

http://www.president-sovet.ru/presscenter/news/read/6344/